Новости Аналитика

Эксперт: Праекты ЕС па падтрымцы грамадзянскай супольнасці трэба адаптаваць да беларускіх умоваў

Эксперт: Праекты ЕС па падтрымцы грамадзянскай супольнасці трэба адаптаваць да беларускіх умоваў

3318 просмотров
Палітолаг Уладзімір Мацкевіч у інтэрв’ю Deutsche Welle паразважаў наконт таго, што патрэбна зрабіць, каб абяцаная Еўрасаюзам дапамога грамадзянскай супольнасці Беларусі была ў выніку плённай.

Владимир Мацкевич скептически отнесся к планам участников донорской конференции в Варшаве существенно увеличить финансовую помощь белорусскому гражданскому обществу. В интервью Deutsche Welle аналитик объяснил, в каком случае европейская поддержка может принести результат.

— Удовлетворены ли вы итогами международной донорской конференции, участники которой пообещали выделить структурам белорусского гражданского общества помощь на общую сумму в 87 миллионов евро?

— Дело в том, что к донорской политике и помощи Европы для Беларуси существуют очень большие претензии. Объявление об увеличении суммы помощи может кому-то показаться большим шагом Европы навстречу белорусскому гражданскому обществу. Но дело не в размерах этих сумм, а в том, куда и как они идут.

Евросоюз должен был бы признать свою частичную ответственность за поддержку ряда маргинальных проектов для белорусской оппозиции и гражданского общества, которые ведут, скорее, к их разъединенности и раздробленности, а не к консолидации и согласованности действий. Очень часто поддерживаются совершенно авантюрные, неэффективные, а может быть даже и вредные проекты. И происходит это из-за недостоверной информации, которую донорские структуры получают из самой Беларуси. И отчасти из-за умозрительных и недальновидных европейских проектов и программ для страны.

К сожалению, многие в Европе не понимают простой вещи: плюрализм хорош в демократических условиях. При авторитарном режиме и в условиях борьбы с ним нужна консолидация. И скорее, здесь уместен дуализм. Единой позиции властей должно противостоять единое, консолидированное гражданское общество.

А европейцы поддерживают множество мелких инициатив, часть из которых искусственно создаются самим режимом и представляются для Брюсселя в виде структур гражданского общества, хотя таковыми не являются. Эти обстоятельства заставляют несколько скептично относиться к решениям, принятым на варшавской конференции.

— Но ведь участники конференции в своих выступлениях подчеркивали необходимость консолидированной работы. Возможно, Европа все-таки извлекла уроки из своего отрицательного опыта?

— Да, звучали и такие тезисы, в наиболее четкой форме из уст комиссара ЕС по вопросам политики добрососедства Штефана Фюле, представителей фондов, а также лидера движения «За свободу» Александра Милинкевича. Но одно дело — конференция и прозвучавшие на ней предложения, а другое — реальная практика реализации этих идей. Поэтому мне представляется не совсем продуманным и недостаточно адекватным предложение о создании каких-то там консолидирующих центров, например, в Польше.

Все решения относительно белоруской ситуации могут быть рождены только в самой Беларуси. И только поддержка собственно белорусских действий и стратегии могут быть эффективными со стороны Европы.

ЕС должен понимать, что он может только помочь Беларуси пройти путь демократизации, а не демократизировать Беларусь. Никто и никогда не мог установить демократию в другой стране извне. Это дело самой нации, самого гражданского общества этой страны.

— Не может так случиться, что белорусские власти просто не позволят осуществлять проекты по поддержке гражданского общества со стороны ЕС?

— Так было и до сих пор. Очень многие проекты, которые задумывались и финансировались, будучи не адаптированными к условиям белорусской диктатуры, оказывались невыполненными. Если же они реализовывались в соответствии с выдвигаемыми требованиями, и отчетность по ним оказывалась вполне удовлетворительной, настоящего результата не было.

Можно перечислить массу неудачных проектов, причем достаточно дорогостоящих для Европы. То же самое будет происходить и сейчас, если управление обещанными финансовыми ресурсами не будет строиться с учетом реальной ситуации, реальных условий деятельности в Беларуси. И если этим будут заниматься, скажем, назначенные клерки, которые хорошо умеют составлять бюджет, следить за отчетностью, проверять документацию, но не могут проверить реального эффекта программы в самой Беларуси.

— Насколько велика вероятность того, что белорусские власти усилят давление на получателей европейской помощи?

— Наверное, усилят. Хотя и того давления, которое оказывалось на «третий сектор» ранее, уже достаточно для того, чтобы часть проектов не приносила результата. Ведь условия использования выделенных средств, и в целом, условия деятельности гражданских активистов таковы, что большая часть времени и средств уходит на борьбу с бюрократическими препонами. Здесь даже не нужно насилие. На саму деятельность, на достижение результатов сил практически не остается.

В частности, у белорусских общественных организаций и НПО существуют постоянные проблемы с офисами, с массой организационных вопросов, многие структуры ели-ели выживают. Поэтому неэффективны, например, программы по организации наблюдения во время выборов. Неэффективно организована работа в регионах, где люди находятся под постоянным надзором со стороны местных властей.

Условия, выдвигаемые по проектам, например, сотрудничество с местными властями, не учитывают того обстоятельства, что местные власти не могут принимать самостоятельных решений. И все, что они делают, может быть сведено на нет указаниями из Минска.

Одним словом, необходим очень подробный анализ и детальное планирование. И без участия белорусских аналитических центров деятельность структур гражданского общества будет абсолютно неэффективной.

Комментарии посетителей

Имя: не обязательно
E-mail: не обязательно
Комментарий:
    список комментариев пуст

Последние новости